Карабановский детский дом

ВСТУПЛЕНИЕ

Всю свою сознательную жизнь я проработал с детьми. Начинал воспитателем в Махринском детдоме, работал учителем истории и заместителем директора по воспитательной работе в средней школе № 7. Это одна половина моей педагогической деятельности.

Последние восемнадцать лет я был директором Карабановского детдома. Как пишет в своей книге «Трудные дети» А. Лиханов: «многотрудная сложность детского дома и решительное отличие его от всех остальных педагогических систем в том, что он не просто воспитывает, а уже перевоспитывает, и не одного из десяти, а всех поголовно, причём, житейский опыт здешней малышни полон такой горечи и боли, какой другому взрослому за всю жизнь не испытать».

На личном опыте я убедился, как бывает жестока и трудна судьба большинства детдомовцев. Не всегда взрослые люди правильно понимают раненую душу ребёнка. Из-за этого в школах, где учатся детдомовцы, нередко происходят столкновения учителей с воспитателями. Их обычно обвиняют во всех грехах. Давно известно, что «у сильного всегда бессильный виноват». Всё, что случается в школе и на улице легко списывается на воспитанников. Поэтому, уйдя на пенсию, я решил рассказать об этой невидимой части детдомовского айсберга. Очень хотелось, чтобы окружающие их люди быстрее поняли истоки отдельных срывов и порой непредсказуемых поступков детдомовцев. Поняли и полюбили их такими, какие они есть. И помогли им.

Герои моих рассказов взяты мною из жизни детдома, где я работал. Без всякого вымысла. Сюжеты писала жизнь. Я же просто пересказал пережитое, иногда изменив имена и фамилии детей. Как это получилось — судить вам.


Ю. Н. Худов,
бывший директор Карабановского детского дома

* * * * * * * * * *